Кина не будет: о фильмах, так и не вышедших в прокат

Фильмы на то и снимают, чтобы люди их увидели. Но порой случается так, что кино по тем или иным причинам кладут «на полку» или даже уничтожают, невзирая на любые финансовые потери. Некоторые из картин все же выходят в свет спустя годы забвения. Другим же не везет даже в этом…

«Бежин луг» (1935)

Пионер Павлик Морозов, убитый кулаками, в СССР был героем, и режиссер Сергей Эйзенштейн думал, что снимаемая им по истории мальчика драма легко пройдет цензуру. Не тут-то было. На студии сочли, что режиссер ударился в формализм, неоправданно смешивая революционно-идейную линию с нежными тургеневскими мотивами. Весь накопленный за два года материал отправили в архив, где он и погиб — при взрыве немецкой бомбы в 1941 году. От фильма осталось всего 8 метров пленки и подборка кадров, смонтированная в виде формально описывающего его сюжет фоторомана.

«Я – шофер такси» (1964)

Лев Цуцульковский («Обещание счастья», «Три ненастных дня») должен был дебютировать в режиссуре этой драмой с Ефимом Копеляном, Ольгой Волковой и Георгием Жженовым. Картину сделали, наметили дату выхода и… запретили к показу за несколько часов до премьеры, потому что фильм не понравился партийному руководству (ходили слухи, будто сожгли все копии и смыли негативы).

«День, когда клоун плакал» (1972)

К началу 70-х Джерри Льюис считался в Голливуде комиком номер один. И, видимо, решил, что ему все позволено, раз взялся за проект холокост-драмы о клоуне, которого нацисты использовали для отвлечения внимания еврейских детей на их последнем пути в газовые камеры, В итоге, фильм посмотрело всего несколько человек во всем мире. Они единодушно сочли его столь чудовищным, что Льюис навечно запер отснятый им материал в сейф и не снимался после этого целых восемь лет.

«Нечаянные радости» (1974) и «Анна Карамазофф» (1991)

Рустам Хамдамов заслуживает попасть в Книгу рекордов Гиннесса как режиссер, чье произведение не дошло до экранов дважды! Он не смог завершить свой фильм «Нечаянные радости» с Еленой Соловей — «Мосфильм» сперва закрыл проект из-за несоответствия снятого материала сценарию, а потом передал его Никите Михалкову, который переснял его как «Рабу любви» (1975) с той же Соловей. Спустя годы постановщик вставил чудом уцелевшие фрагменты «Нечаянных радостей» в драму «Анна Карамазофф» с Жанной Моро, но… и это кино легло «на полку». Автор ленты рассорился с продюсером Сержем Зильберманом — и последний добился ее запрета на прокат.

«Фантастическая Четверка» (1994)

Далеко не все фанаты кинокомиксов помнят о существовании этой ленты, которую — сюрприз! — никто и не собирался прокатывать! Дело в том, что в начале 90-х истекал срок опционных прав на кино по «Фантастической Четверке». И они продлевались лишь в случае своевременной экранизации. Поэтому трэшмейкеры Роджер Корман и Оли Сассон всего за $1 млн состряпали данную убогую поделку — только ради сохранения прав на персонажей. До мультиплексов лента так и не добралась.

«Человек-жук» (2006)

В этом мультфильме про обычного парня, под влиянием укусов насекомых ставшего супергероем, свою последнюю роль сыграл Марлон Брандо, озвучивший эксцентричную старушку-злодейку. Тем не менее, даже этот факт не помог картине с бюджетом в 20 млн попасть в прокат. Причем, почему так вышло, никто толком не знает. Фильм был доведен до релизного состояния, но вдруг исчез из медийного пространства, оставив по себе память лишь в виде постера и набора концепт-артов.

«Боги вели себя плохо» (2011)

Сатирический бестселлер Мари Филлипс о греческих богах (другое название – «Игры богов», оригинальное – «Gods Behaving Badly»), инкогнито живущих в современном Нью-Йорке, казался отличным проектом для киноадаптации. На съемки заманили Алисию Сильверстоун, Джона Туртурро, Кристофера Уокена и Шэрон Стоун. Готовый опус Марка Тертлтауба даже успели один раз показать — на Римском кинофестивале. И реакция публики была столь резкой (особенно на игру актеров), что сыгравшие в фильме звезды надавили на продюсеров и настояли на том, чтобы их позор больше никто никогда не увидел.