Обители зла 15 лет

В этом году киносериал «Обитель зла» отмечает свое пятнадцатилетие. И пускай он не стал таким культурным феноменом, как, скажем, «бондиана», ему тоже есть чем похвастаться. Например, это единственная зомби-франшиза в истории, чьи мировые сборы превысили $1 млрд. Вспомним же, как она создавалась…

Элис начинает игру

Начало генеалогии было положено в 1997 году, когда немецкая компания Constantin Film купила у японской корпорации Capcom права на экранизацию видеоигр из цикла «Resident Evil». Конечно, продюсеры первым делом предложили проект самому именитому режиссеру фильмов про зомби — Джорджу Ромеро («Ночь живых мертвецов»). Увы, не срослось: тот написал сценарий, но немцы хотели техничный боевик, а ветеран предложил им размеренный хоррор на выживание.

После ухода Ромеро правообладатели два года не могли найти подходящего постановщика, пока не возникла кандидатура Пола Андерсона. Тот как раз являлся фанатом «Resident Evil», имел опыт экранизаций игр («Смертельная битва», 1995) и рвался в бой, нуждаясь в успехе после провала НФ-боевика «Солдат» (1998) с Куртом Расселлом. Он быстро накатал лихой сценарий «Обители зла» с отсылками к обожаемой им «Алисе в Стране чудес, который понравился продюсерам. И те выдали ему на съемки $33 млн.

Звездой ленты стала Милла Йовович, которая на пробах нагло заявила постановщику, что она единственная во всем Голливуде, кто может сыграть такую крутую бой-бабу, как истребительница зомби Элис. Андерсон был очарован подобным напором — и уже в марте 2001 года начал съемки. Со своей будущей женой в главной роли.

Эпидемия разрастается

Первая «Обитель зла» вышла в свет 15 марта 2002 года и стала хитом, заработав $103 млн и удостоившись двух номинаций на премию «Сатурн». Критикам кино не понравилось, но Constantin Film, подсчитав барыши, сразу запустила в производство сиквел.

Андерсон хотел вновь встать у руля, но задержался на съемках «Чужого против Хищника» (2004) и успел лишь написать сценарий. Поэтому продолжение подрядили снимать Александра Уитта, до того работавшего лишь вторым режиссером, зато на блокбастерах («Гладиатор», «Идентификация Борна», «Три икса»). Смета на вторую часть выросла до $43 млн, что позволило вывести действие из декораций подземного комплекса Улей на улицы опустошенного зомби-эпидемией Раккун-Сити и увеличить число действующих лиц. Кроме того, съемки из Германии перенесли в канадский Торонто.

В сиквеле впервые появляются такие знаковые персонажи серии, как оперативница отряда S.T.A.R.S. Джилл Валентайн (Сиенна Гиллори) и злодей доктор Айзекс (Иэн Глен). Последний, к слову, назван в честь актера Джексона Айзекса, приятеля Андерсона, который появился в эпизоде первой серии в роли доктора Биркина, но его лицо было скрыто под медицинской маской.

Кроме того, во второй серии дебютировал такой канонический персонаж франшизы, как вооруженный миниганом человекоподобный колосс Немезис. Йовович впоследствии призналась, что это ее любимый монстр во всем цикле.

Премьера фильма «Обитель зла 2: Апокалипсис» прошла в Токио 23 августа 2004 года. И снова коммерческий успех: мировые сборы составили $129 млн.

В пустыне смерти

Появление триквела было решенным делом, и Андерсон на сей раз оказался свободен для того, чтобы возглавить съемки. Но продюсеры захотели повторить уловку с приглашением нового постановщика, сочтя ее полезной для франшизы.

Так в кресле режиссера оказался автор «Горца» Расселл Малкэхи, чья карьера пришла в «нулевых» в упадок, и он жаждал за скромный гонорар восстановить реноме с помощью третьей серии «Обители зла». К сожалению, репутацию она ему не поправила, зато обеспечила проблемы со здоровьем. Внезапно съемки перенесли из родной для Малкэхи Австралии в Мексику, где условия работы оказались настолько тяжелыми, что постановщик потом слег в больницу с истощением.

Любопытно, что лучше всех процесс создания «Обители зла 3» перенесла Милла Йовович, которая даже получила дополнительный профит в качестве дизайнера по костюмам, лично создав все наряды своей героини в фильме.

Картина вышла 20 сентября 2007 года и стяжала $148 млн при бюджете в $45 млн. Продюсеры, подумывавшие уже о том, чтобы остановиться на трилогии, сразу передумали и стали готовиться к очередному продолжению.

В трех измерениях

Несмотря на хорошие сборы первых трех частей продюсеры оказались недовольны малыми темпами прироста кассы от серии к серии. Поэтому при разработке четвертого фильма «Обитель зла: Жизнь после смерти» было решено сыграть по-крупному. Бюджет резко увеличили до $60 млн, а снимать постановили в формате 3D на самые передовые в то время стереокамеры Fusion, разработанные Джеймсом Камероном для
создания «Аватара» (2009).

С учетом возросших ставок нового постановщика нанимать не стали, а вернули Пола Андерсона. 22 августа 2009 года он официально стал мужем Миллы Йовович, а уже 29 сентября начал съемки, занявшие, в общей сложности, 55 дней.

Хотя техническая сложность проекта возросла, работа над ним прошла гладко. Правда, накануне официального старта продакшна сгорел один из съемочных павильонов, но эту неприятность пережили, сменив локацию. Основные проблемы выпали на долю операторов: выяснилось, что 3D-камеры не «переваривают» бликующие поверхности, поэтому уйма времени ушла на тщательную зачистку декораций от хромированных и зеркальных элементов. Порой не помогало даже покрытие реквизита матовой краской; приходилось многие сцены снимать на фоне зеленого экрана, добавляя потом выпавшую часть «картинки» на компьютере.

Применение находившегося тогда на пике моды стереоформата оправдало себя на все сто, обеспечив четвертой серии лучшие сборы во всей франшизе. Выйдя в прокат 2 сентября 2010 года, картина заработала во всем мире $300 млн.

С русским акцентом

Окрыленные столь взрывным ростом прибылей, продюсеры желали скорого запуска в производство пятой части. Однако Андерсон был занят «Мушкетерами» (2011) и нашел время для возвращения к похождениям Элис лишь осенью 2011 года. И это было невероятно быстро даже для него, умевшего пахать в авральном темпе.

Режиссеру доверили самую большую сумму, когда либо отпускавшуюся на кино из цикла «Обитель зла» — $65 млн. Была мысль запилить сразу две серии, но ее отвергли как слишком рискованную. Зато приняли идею Йовович вставить ряд сцен в Москве: актриса как раз сыграла в нашей комедии «Выкрутасы» (2010), была очарована приемом в России — и надеялась завлечь в мультиплексы побольше зрителей с исторической, так сказать, родины.

К слову, хотя для съемок в Белокаменной для киношников на одну ночь очистили Красную площадь, большинство московских реалий воспроизвели в декорациях, так как столичный мэр почему-то был категорически против стрельбы по ГУМу и погрома на станции метро «Арбатская». Надо заметить, что на сей раз процесс создания фильма был строго засекречен, ибо Андерсон приготовил ряд сюжетных сюрпризов и велел скрыть даже список актеров, занятых в проекте.

Неудивительно, что с учетом вышеупомянутого «русского акцента» пентаквела, предпоказ зомби-экшна «Обитель зла: Возмездие» прошел 6 сентября 2012 года в Москве — при личном участии Миллы и Пола. Увы, сборы ленты пускай и оказались высокими, по сравнению с предыдущей серией заметно упали — до $240 млн.

Точка — или многоточие?

Даже такой работяга, как Андерсон, стал уставать от франшизы, которая приносила стабильный доход, но очевидно топталась на месте. Он, может, и созрел для того, чтобы спихнуть сериал кому-нибудь другому, да только как отказаться от гарантированного заработка, когда другие твои фильмы вроде «Помпеи» (2014) неизменно проваливаются?

Словом, в 2013 году режиссер уже почти было собрался «сесть за баранку своего старого пылесоса», как… его супруга забеременела вторым ребенком! И это привело к самой длительной — пятилетней — лакуне между частями цикла. Именно поэтому пришлось переделывать сценарий, который изначально задумывался как масштабный эпик с участием всех основных персонажей саги. Из-за сюрприза с Миллой рабочие графики ключевых актеров разошлись так основательно, что собрать их вместе не вышло. А раз так, то и задуманного гран-финала не случилось. Выделенных на съемки $40 млн хватило только на то, чтобы более-менее связно завершить историю самой Элис.

Итак, «Обитель зла: Последняя глава» вышла в прокат. Еще рано судить о том, станет ли она действительно последней, как обещали. Но мировые сборы дотянули пока лишь до $121 млн. А это, как ни крути, меньше, чем у любой из прочих серий франшизы, кроме первой.

18.02.17

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *