Глупый блокбастер собирает миллиард? Ну, это не так обидно, — в отличие от ситуации, когда кино во всем замечательное почему-то тонет в прокате и игнорируется критиками. К счастью, время расставляет все по своим местам: вот примеры отличных фильмов, которые обрели заслуженный статус классики лишь с годами…
«Гражданин Кейн» (1941)
Ныне фаустианская драма Орсона Уэллса возглавляет все списки величайших американских фильмов. Но этот шедевр не имел в год выхода успеха у масс и взял лишь один «Оскар» — во многом, из-за кампании травли, развязанной против ленты медиамагнатом У.Р.Херстом, на неприглядных фактах биографии которого кино было частично основано.
«Эта прекрасная жизнь» (1946)
Немыслимо представить, и все же нежная рождественская сказка Фрэнка Капры, без показа которой по ТВ невозможно представить себе зимние праздники в Америке, навернулась в прокате, подкосив карьеру постановщика. Только в 70-х, когда Капра давно ушел на покой, картину, к вящему изумлению автора, признали лучшей в его фильмографии.
«Нечто» (1982)
Великий критик Роджер Эберт назвал одну из лучших работрежиссера Джона Карпентера «шоу безумцев, отвратным кино». А зрители пошли на одновременно вышедшего «Инопланетянина» Спилберга, нарисовавшего пришельца из космоса не монстром, а дружелюбным милягой. Но к концу 80-х «Нечто» обрело культовую славу, и критики признали свою неправоту.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Тот же Эберт похвалил визуальный стиль футуристического нуара, но счел картину с Харрисоном Фордом рядовой поделкой. Публика на ленту не пошла. Лишь годы спустя Эберт покаялся в том, что ему не хватило вкуса и воображения оценить многослойный проект Ридли Скотта, а само кино (в нескольких версиях) стало большим хитом на кассетах и DVD.
«Бразилия» (1985)
Ну, по крайней мере, сатирическую антиутопию Терри Гиллиама высоко оценили киноведы. Однако фильм ждало кассовое фиаско, которое частично можно объяснить тем, что студия Universal разругалась с режиссером и перемонтировала его детище на свой вкус. Простые же зрители вообще не поняли фильма; только в 90-х его стали активно раскупать на видео.
«Побег из Шоушенка» (1994)
Сейчас это кажется шокирующим, но в год выхода блестящая тюремная драма Фрэнка Дарабонта по повести Стивена Кинга едва отбила в прокате свой бюджет. И пусть эксперты ее хвалили, она не взяла ни одного «Оскара»! Сейчас же «Побег…» — признанный шедевр и неизменно занимает первые места в рейтингах лучших кинокартин всех времен.
«Мертвец» (1995)
Экзистенциальный вестерн с Джонни Деппом, чей герой большую часть времени тихо умирает? Ну, такой синопсис и впрямь не выглядит безотказной приманкой для зрителей. Поэтому коммерческая неудача фильма Джима Джармуша выглядит понятной. Что удивительно, — так это большая популярность, которую с годами обрело это на самом деле сложное кино.
«Бойцовский клуб» (1999)
Экранизацию скандального романа Чака Паланика сразу после премьеры обвинили в жестокости, неполиткорректности и призывах к мятежу. На фоне этих нападок народ предпочел дистанцироваться от проекта Дэвида Финчера. Лишь через десять лет антикапиталистическое кино с Брэдом Питтом и Эдвардом Нортоном было причислено к 100%-й классике.
«Донни Дарко» (2001)
Искушенные синефилы сразу возлюбили эту странную притчу о временных парадоксах и параллельных мирах, а вот тех, кто ходит в мультиплексы развлекаться, столь чудной проект отпугнул. Но уже вскоре, с выходом на DVD режиссерской версии, кино с Джейком Джилленхолом стало страшно модным и востребованным даже теми, кто ничего в нем не понял.
«Скотт Пилигрим против всех» (2010)
Провал данной фантастической комедии по комиксам Бранна Ли О’Мэлли — настоящая загадка. Гротескный манифест поколения «нулевых», стилизованный под видеоигру, искрился живым юмором и изобретательным нарративом, однако наткнулся на глухое непонимание масс. И только сейчас вокруг картины складывается мощный культ, которого она заслуживает.