Существует такая закономерность, что советская экранизация – хорошая экранизация. Но и сейчас наши режиссеры испытывают нежную привязанность к классике русской литературы, что выливается в череду фильмов и сериалов на основе произведений Достоевского, Толстого, Булгакова, Лермонтова и многих других. Владимир Бортко один из уникальных в своем роде режиссеров, который смог поработать как в советскую, так и в эпоху уже современного телевидения, экранизировав, соответственно, повесть и роман Михаила Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Оба произведения стали основой для телевизионных проектов, вышли они с разницей в 20 лет: «Собачье сердце» появилось в 1988 году, а сериал «Мастер и Маргарита» был выпущен на экраны в 2005. Можно долго спорить, сравнивая эти работы Бортко, но это уже совсем другая история.
Герой этой статьи двухсерийный фильм «Собачье сердце». Картина не стала первой экранизацией повести Булгакова, опередил ее немецко-итальянский фильм 1976 года, один из вариантов названия которого: «Почему лает господин Бобиков?». В отличие от своего итальянского коллеги, Владимир Бортко решил разбить повествование на две части, что оказалось полезным в плане полноты передачи исходного литературного материала. В первую очередь он интересен тем, что для того, чтобы создать эффект хроники, сначала весь фильм был снят черно-белым, и позже распечатан на цветном позитиве, что и позволило добиться такой цветовой палитры: она помогает зрителю почувствовать себя свидетелем событий, которые будто бы происходили в реальности десятилетия назад и были запечатлены на пленку.
Несмотря на то, что в повести Михаила Булгакова все действие происходит в Москве, картина снималась в Ленинграде, а многие аутентичные предметы бытовой жизни: мебель, машины, одежда были созданы вручную съемочной командой. Над картиной поработал и Юлий Ким, один из самых известных советских бардов, он написал слова нескольких песен в фильме. Например, марш красноармейцев, песню «Суровые годы уходят», а также частушки, которые мы слышим в исполнении Шарикова, когда его впервые представили публике. Заглавную мелодию картины создал композитор Владимир Дашкевич, она играет важную роль в создании настроения и атмосферы фильма, она трагична, тревожна, она будто предостерегает зрителя от чего-то.
Что же касается актерского состава, то трех главных персонажей, вокруг которых и развивается вся история, сыграли Евгений Евстигнеев (профессор Филипп Филиппович Преображенский), Борис Плотников (доктор Борменталь, ассистент профессора) и Владимир Толоконников (Полиграф Полиграфович Шариков). Сам Бортко позже вспоминал, что на роль Шарикова пробовались Валерий Носик, Николай Караченцов, но Толоконников покорил его, сыграв знаменитую впоследствии сцену, где Шариков пьет за обедом с профессором Преображенским и доктором Борменталем, желая, «чтобы все!». Он настолько убедительно и как-то зверски повел себя на пробах, что тут же был утвержден на желаемую роль.
Сыграть Преображенского хотели и Леонид Броневой, и Юрий Яковлев, но в конце концов роль досталась Евгению Евстигнееву. Он приезжал на съемки в основном по выходным, не желая оставлять свою молодую жену, актрису Ирину Цывину, в Москве надолго одну. Как и Евстигнееву, Ивану Плотникову приходилось также жить в постоянных переездах между Москвой и Ленинградом, пока шел съемочный процесс, так как в это время он играл в театре Советской армии. Шарика до превращения в человека, ласкового и умного пса, сыграла собака по кличке Карай. Она состояла на службе в милиции, и к началу съемок у нее уже было 38 успешных задержаний. После «Собачьего сердца» она сыграла еще в 4-х картинах.
После выхода фильм был буквально разгромлен советскими критиками, которые, не стесняясь в выражениях, предлагали отрубить ноги и руки режиссеру, который смог сотворить такое с Булгаковым. За границей же лента была принята гораздо более благосклонно и имела успех на нескольких кинофестивалях: в 1989 году Владимир Бортко получил приз «Золотой экран» на международном кинофестивале в Варшаве, в этом же году получил приз «За режиссуру» на 13-ом международном кинофестивале в Болгарии, фильм также получил премии и гран-при в нескольких других странах. Тем не менее, награда нашла своих героев и в Советском Союзе: в 1990 году Владимир Бортко, Владимир Толоконников и Евгений Евстигнеев получили Государственную премию РСФСР.
Саму повесть многие советские критики осуждали за излишнюю «антисоветчину», за осквернение образа пролетариата, поэтому многие годы после создания она находилась под запретом и не выпускалась официально. До сих пор остаются актуальными темы, которые были затронуты Михаилом Булгаковым. Фильм «Собачье сердце» — редкий пример экранизации, которая смогла остаться на уровне оригинала. И у нас есть возможность наслаждаться одной из самых ярких и сильных работ уходящей эпохи советского кино, в которой есть все, за что можно и нужно любить этот фильм: история, великолепная актерская игра и музыка, как прощание со старым миром.