Каждый человек порой задавался вопросом: «Почему один фильм окупается и пользуется успехом, а другой проваливается с треском, хоть и лучше первого?». Я не исключение, и один такой вопрос хочу разобрать с вами. Сразу подчеркну, что извиняться перед поклонниками Сэма Рейми я не собираюсь. Возможно, для кого-то он и снял поистине шикарную трилогию о Человеке-пауке, НО не для меня! БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!!!
Итак, 2002 год, на экранах всего мира начала властвовать первая часть о приключениях Человека-паука (на ней и остановимся). Истерия и колоссальное внимание, сборы в районе 800 миллионов долларов привлекли мое внимание к проекту. Но что я увидел? Если в двух словах, то уж точно не то, что ждал и чем был наслышан. Постарался забыть увиденное «зрелище» как страшный сон. И вот, когда мое психическое состояние стабилизировалось, на экраны вышел другой фильм про героя комиксов — «Сорвиголова«. Чувства восторга, эйфории не покидали меня очень долго. Но, когда я узнал, что этот мощный, стильный, брутальный, жесткий фильм Марка Стивена Джонсона смешали с грязью, а исполнителя главной роли Бена Аффлека вообще при жизни похоронили (его карьеру конечно), я задумался, почему все так несправедливо?!
Предлагаю сравнить оба фильма, оставайтесь, начинаем разбор, «Сорвиголова» vs. «Человек-паук«:
Жанр
«Человек-паук» — боевик, кинокомикс, криминал, триллер, фантастика. Вы серьезно, создатели? Все вышеперечисленное настраивает нас на жесткое действие, если не кровавое, то напряженное. А в итоге — доставайте, дамы, платочки! Наивность бьет через край, это романтическая комедия с легким налетом боевика и фантастики, присыпанная листиками комиксов, не более того. «Сорвиголова» — боевик, криминал, триллер, кинокомикс. Тут нас не пытаются увести в сторону, мы увидим почти то, что нам предлагают. Пара слезливых моментов, конечно, будет, но брать с собой платок и верное плечо товарища совсем не обязательно.
Сценарий, персонажи, актеры.
С первым пунктом все не так печально, друзья мои. В обеих представленных картинах, он достаточно на высоком уровне (все шаблонно и стандартно), вопрос лишь в том, что история Дьяволенка реализована интереснее, становление героя ярче, а наличие колоритных персонажей на порядок выше, как следствие наблюдать за игрой актеров куда приятнее.
Стэн Ли и Стив Дитко придумали персонажа в 1962 году, а Дэвид Кепп спустя десятки лет написал сценарий к картине. Фигуры весомые и значимые (и все трое приложили свою руку к созданию картины), особенно наш любимчик Стэн, который украшает собой каждый фильм Marvel. Лично я не против, так как очень часто только его персонаж и запоминается. Так вот, наша троица не справилась, не оправдала возложенных надежд — такого унылого героя нам не нужно (мне уж точно). Что это за очередная попытка придумать несчастный случай для злодея? Программа «Убей себя сам» снова запущена. Смешно то, что зрители это принимают лучше, чем адекватное решение борца с преступностью – убить или хотя бы сдать в руки служителей закона нашего горе-злодея. Хотя, как правило, они все коррумпированы, так что я за первый вариант.
Марк Стивен Джонсон с любовью подошел к работе, но без розового фанатизма. Написал сценарий и сам снял фильм, так и нужно делать, чтобы на экране получилось именно то, что задумывалось. Герой должен быть жестким, если нет, его сломают, как старый веник. Справедливость без наказания невозможна в принципе, прощение – это для слабых и обреченных. Он это понимал очень четко, спасибо ему за это! Чего не скажешь о Сэме Рейми, показавшего нам просто святого, человека с Библией вместо сердца, который прыгает по углам до тех пор, пока враг не умрет от скуки, и направил вектор преимущественно в сторону Love Story. Абсолютное разочарование.
Вы не задумывались о том, кого из персонажей вы можете вспомнить из каждого фильма? А если вспомнить и получатся, то положительные эмоции вызывает далеко не каждый….
Тоби Магуайр, по мнению многих, лучший Человек-паук за всю историю кинематографа, заслуженно или нет, выяснять не будем, не про это сейчас. Актер в первую очередь драматического направления, так зачем он полез в жанр комиксов, чтобы рыдать и размышлять? Я пришел на действие, экшен, посмотреть на борца с преступностью, который способен вдохновить на действие. Где это все? А нет, не ждите. Фильм не развлекает и не увлекает, ничтожная попытка показать добро, чистое и светлое, только вот с отбеливателем явно переборщили.
Остальных рассмотрим вместе. Уиллем Дефо (Зеленый Гоблин), Кирстен Данст (Мэри-Джейн), Джеймс Франко (просто лучший друг). Особенно обидно за персонажа Дефо, так как Зеленый Гоблин заслуживал образа куда свирепее, хотя бы такого, как в новом фильме про приключения паука, который домой собрался. Я знаю, что там стервятник.
Т.е. вызывает хоть какой-то интерес сам Паучок и все, герои картонные, невыразительные, а некоторые откровенно смешны.
Дела у Дьяволенка куда лучше! Брутальный, харизматичный, жесткий и жестокий главный герой, сексуальная, обворожительная, умеющая за себя постоять воительница, шикарный приспешник злодея и сам Король мафии.
Для начала все самое вкусное. Бен Аффлек отличный, я повторюсь – отличный «надиратель задниц» преступных отбросов, его герой действует, не тратит время на чрезмерную болтовню. Пара пафосных фраз все же будет брошена, да и в конце не очень-то верно поступил наш герой, если уж не кривить душой. Зачем нужно было отпускать поверженного врага, обладающего столь сильным влиянием, и который знает твой секрет? Я не понимаю.
Дженнифер Гарнер сыграла чарующую Электру, столь независимую и бойкую, что удивляешься, феминистки должны были остаться довольными.
Вот кого можно отдельно выделить, так это Колина Фаррелла, он же Меченый. Тут надо аплодировать, стоя — психически неуравновешенный, очень жестокий, аморальный убийца, для которого личное эго превыше всего, идеальный наемник. Злодей яркий, а самое главное — он запоминается.
Несколько теплых слов можно сказать и про Короля мафии в исполнении ныне покойного Майкла Кларка Дункана (его Джон Коффи из фильма «Зеленая миля» навсегда останется в моем сердце). Тут же он воплотил на экране короля преступного мира, который не лезет на рожон, он расчетлив и сдержан, но для сохранения своей империи готов на все, за убийством дело не встанет, отойти от дел у него можно – только вперед ногами.
Дальше продолжать нет смысла, и так все ясно. Кто-то уж явно перебарщивает с драмой и душевными терзаниями. Соберись тряпка, ты же герой!
Счет открыт: 1/0.
Музыка и звуки.
О, это нотки эйфории, драйва пронизывали меня, музыкальное сопровождение доставляло не меньшее удовольствие, чем происходящее на экране действие. Настоящий праздник для поклонников драйвовой музыки. Разумеется, это я про фильм «Сорвиголова«, так как в другом, все делали без звука, без должного оформления. А зачем? И так сойдет, не нужно заглушать нытье, доносящееся из дальней комнаты дома. Видимо именно за эти всхлипывания ему и дали номинацию на «Оскар» в категории «Лучший звук».
Счет: 2/0.
Визуальные эффекты.
Тот факт, что всех купили, и мир погряз в алчности и коррупции, стал более очевиден когда фильм «Человек-паук» был номинирован на престижную премию «Оскар» в номинации «Лучшие спецэффекты». Издевательство, не иначе.(первую номинацию я еще готов простить). Мыльная картинка с нарушенной цветокоррекцией заслужила номинацию. Да она больше похожа на дешевенький такой сериал из девяностых, например «Могучие рейнджеры» или на серию про телепузиков, чем на высокобюджетный фильм. Конечно, «Сорвиголова» тут не достоин даже упоминания. Хотя один только полет ночного охотника с крыши небоскреба выглядит эффектнее, а главное качественнее сделан, чем все перелеты паучка, его жалкие потуги к действию.
Счет: 3/0.
Что мы имеем в сухом остатке? Только то, что фильм «Сорвиголова» по всем параметрам лучше своего товарища. Причина провала банальна и очевидна. Более и менее жесткое поведение героев осуждается даже сейчас, не говоря уже о тех далеких 2000-х. Главный герой — олицетворение добра, светлого идеала, он не способен убить. Достаточно вспомнить критику в адрес нового Бэтмена или Хранителей, которые очень грубо ведут себя с преступниками, не стесняются убивать, а делают это даже с наслаждением, люди не могут это принять.
Фильм «Сорвиголова» вышел слишком рано, время Дьяволенка еще не пришло, но я верю, мы о нем скоро услышим, последние эксперименты в жанре, более мрачные экранизации, с легким налетом обреченности и депрессивности вселяют надежду…
«Человек-паук» неплохой фильм, если не сравнивать, но если смотреть шире, и провести параллели, то вывод напрашивается сам собой.
А какой фильм вам больше понравился?